Якуб Колас – регент Покровского храма в Пинковичах?
Жителям города Пинска и Пинского района хорошо известен период жизни Якуба Коласа на Полесье прежде всего благодаря автобиографической трилогии «На ростанях», воспоминаниям родственников Константина Михайловича и, конечно же, кропотливой работе краеведов и литературоведов. Некоторые факты его биографии свидетельствуют об отношении писателя и поэта к Православной Церкви. Следует оговориться, что Якубу Колосу выпало жить в очень непростое время, это были годы революции, гражданской войны, господства атеистической идеологии и гонения на Христианскую церковь.

Известно, что Константин Михайлович вырос в православной семье, именно там было заложено его мировоззрение и христианское отношение к людям и к миру, в том числе и к собственному творчеству. «...Воспитывали нас в строгом религиозном духе, в послушании и беспрекословном повиновении старшим. Запрещалось, например, кушать не помолившись Богу, нельзя было лечь спать без молитвы, нужно было соблюдать посты и ходить в церковь», - свидетельствовал о традициях семьи в письме к своему биографу Льву Клейбарту Якуб Колас, и они не могли не отразиться на мироощущении поэта.

Литературными критиками считается, что поэма «Новая земля» пронизана эпизодами описания жизни простых сельских тружеников в соответствии с церковным годичным кругом.
К слову, младший брат Константина Михайловича, Михась Мицкевич, известный под псевдонимом Антось Галина, – деятель белорусской культуры, писатель, учитель, публицист, переводчик. Как и его брат Якуб Колас, учился в Несвижской учительской семинарии, работал в области народного просвещения, занимался развитием белорусских школ. Он автор публицистических и художественных произведений, посвященных само-определению белорусов и языковому вопросу, а также составитель около десятка букварей. В 1960-х годах, живя в Америке, перевел Евангелие с церковнославянского на белорусский язык. Изданы были только два первых Евангелия – от Матфея и от Марка.

Но вернёмся к жизни Якуба Коласа в наших краях. Пожалуй, всем известен факт венчания Константина Михайловича с Анной Дмитриевной Каменской в Преображенской церкви, которая в то время входила в состав Пинского женского Варваринского монастыря, о чём свидетельствует запись в метрической книге. Об этом сейчас напоминает мемориальная доска, расположенная на звоннице Свято-Варваринского собора. В этой же церкви они крестили своего первенца – Даниила. А несколькими годами ранее, с 1904 по 1906 год, Константин Михайлович учительствовал в деревне Пинковичи. По свидетельствам очевидцев, молодой учитель по приезду первым делом направился с визитом к отцу Николаю, настоятелю местной Покровской церкви, которую впоследствии посещал регулярно. А самое интересное, что молодому учителю, поскольку он играл на скрипке и хорошо пел, предложили возглавить церковный хор и обучать хористов молитвен-ному песнопению богослужений. В свои молодые года Константин Михайлович уже хорошо знал все песнопения Божественной литургии и отозвался на предложение священника.

Есть ещё один очень интересный факт из жизни поэта. В последую-щие годы жизни в социалистическом атеистическом государстве, казалось, поэт отошёл от веры, и как идеолог новой жизни, уже не возвращался в своём творчестве к Богу и христианскому мировоззрению. А в 1954 году, за два года до смерти народного поэта, как-то вечером в Минске Владимир Дубовка и Николай Равенский решили по одному неотложному делу посетить Якуба Коласа. Дойдя до его дома, они увидели, что дверь на улицу от-крыта. Они вошли в первую комнату, потом во вторую, никого не встретив, и наконец услышали скрипку и пение. В полумрачной комнате стоял спи-ной к вошедшим Якуб Колас и под скрипку вслух пел канон святителю Иоанну Златоусту. Заметив Дубовку и Равенского, Якуб Колас смутился и сказал: "Как вы незаметно вошли. Вы ничего не видели и не слышали. Хорошо?" (Ю. Витьбич. Из письма к М. Мицкевичу от 1.11.1954. / Владимир Дубовка. "Он и о нем". Минск, 2017).

В душе поэта по-прежнему жил Бог, и он не мог не славить Его, хоть и понимал, что рискует своим благополучием.
Сопровождать мощи преподобной было поручено архимандриту Пантелеимону, настоятелю Свято-Троицкого Витебского Маркова монастыря, со священником Полоцкого женского монастыря Николаем Черепниным и 12 монахинями. Ими служились молебны, акафисты, всенощные бдения. В митре и полном облачении, осеняя крестом народ, размещавшийся по берегам Днепра, архимандрит Пантелеимон стоял на носовой части парохода, и приветствовал верующих словами: «Христос воскресе!». А в ответ раздавалось торжественное: «Воистину воскресе!» Из Орши, двигаясь по суше в Витебск, в сопровождении тысяч молящихся под пение: «Преподобная мати наша, Евфросиния, моли Бога о нас», архимандрит Пантелеимон шёл во главе духовенства с мощами, в крестном ходу преодолев десятки вёрст.

Связаны ли каким-то образом эти события или люди, участники событий. с Пинской епархией?
В 1913 году архимандрит Пантелеимон (Рожновский) был назначен на викарную кафедру в Двинске епископом, а в 1920 году Святейший Патриарх Тихон назначил епископа Пантелеимона на новообразованную кафедру - Пинскую и Новогрудскую, котоорую он возглавлял до 1922 года, а в последствии ещё и с 1939 по 1940 гг. Вот такого горячего молитвенника и подвижника по воле Божией удостоилась Полесская земля.

(Подробно биографию смотрите в разделе Архиереи епархии).
Перенесению мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк
2 мая 1910 года, на второй день Пасхи, начались Свято-Евфросиниевские торжества по перенесению мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Они длились месяц — по 5 июня — и стали одним из ярчайших событий в церковной предреволюционной жизни.

К этому радостному событию готовился каждый город, село, местечко, расположенные от Киева до Полоцка по пути следования парохода «Головачёв», на котором перевозили мощи. Невозможно было не удивляться глубине веры народной. Увидев пароход еще издали, люди с благоговением вставали на колени, держа в руках зажженные свечи. Со слезами на глазах они взывали: «Преподобная мати наша Евфросиние, моли Бога о нас!» «Ночь и дождь не считались препятствием к оказанию почтения и благоговения святым мощам преподобной Евфросинии. Когда пароход после непродолжительных остановок продолжал плавание, стар и млад бежали по берегу за пароходом, перепрыгивая огороды, ручьи и канавы, хватали в бутылки воду из волн от парохода, промывали ею себе глаза… Можно было подумать, что к берегам Днепра стеклась вся Русь Православная», -так описывают события свидетели торжеств.

Пароход совершал остановки только в крупных населенных пунктах: Любече, Речице, Жлобине, Рогачеве, Быхове, Могилеве. Храня в душе простую и искреннюю веру, люди старались встретить мощи угодницы Божией самым почетным образом. Улицы украшали флагами, гирляндами, коврами, арками из ветвей и цветов. В некоторых местах верующие устилали путь, по которому должны были пронести мощи преподобной, хвоей, цветами, полотнами, полотенцами и платками. Окна домов, балконы, а нередко и крыши были заполнены людьми, желавшими видеть святыню. Из Орши до Полоцка (через Витебск) раку с мощами 201 километр несли на руках.

Согласно установленному церемониалу святыню от Киева до Орши (737 км) перевозили по Днепру на пароходе «Головачев». На мачте установили крест из электрических лампочек. Вся наружная верхняя часть парохода была обвита гирляндами из живых цветов. В носовой части судна соорудили часовню с большими зеркальными окнами. С двух сторон ее находились золотые хоругви.
Святая блаженная Валентина Минская происходила из двух благоче-стивых священнических родов: Свирских и Чернявских. Материнский род брал свои истоки от богобоязненных князей Свирских. Века горячей молит-вы и служения у престола дали почву для рождения удивительной девочки, прославившей свой род высочайшим из человеческих талантов - святостью.

В 1888 году, когда праздновалось 900-летие Крещения Руси, 7 апреля по старому стилю, в селе Коски, что в семи верстах от местечка Станькова, в доме священника Феодора Иосифовича Чернявского, раздался первый плач новорожденной. В семье настоятеля Станьковского Свято-Никольского храма уже было две дочери – Анна (1882) и Ксения (1886). Теперь родилась третья. Девочку крестили в Свято-Никольской церкви и нарекли Валенти-ной.

Отец Феодор служил настоятелем храма, главного в Станьковском приходе.

Феодор Иосифович Чернявский окончил Минскую Духовную Семи-нарию в 23-летнем возрасте. В 1873 году епископ Минский и Бобруйский Александр (Добрынин) рукоположил его во иерея. Он женился на Софии Петровне Чернявской, которой к тому времени исполнилось 19 лет. Моло-дая чета уехала на Полесье, к месту службы отца Феодора. Больше 10 лет он был священником церкви села Качановичи, а затем села Достоево, которые находились в пределах Пинского уезда.

В 1885 году батюшка перевез семью на новое место службы - в Станьковский приход.
Отец Святой блаженной Валентины Минской больше 10 лет был священником церкви села Качановичи, а затем села Достоево, которые находились в пределах Пинского уезда