Жителям города Пинска и Пинского района хорошо известен период жизни Якуба Коласа на Полесье прежде всего благодаря автобиографической трилогии «На ростанях», воспоминаниям родственников Константина Михайловича и, конечно же, кропотливой работе краеведов и литературоведов. Некоторые факты его биографии свидетельствуют об отношении писателя и поэта к Православной Церкви. Следует оговориться, что Якубу Колосу выпало жить в очень непростое время, это были годы революции, гражданской войны, господства атеистической идеологии и гонения на Христианскую церковь.
Известно, что Константин Михайлович вырос в православной семье, именно там было заложено его мировоззрение и христианское отношение к людям и к миру, в том числе и к собственному творчеству. «...Воспитывали нас в строгом религиозном духе, в послушании и беспрекословном повиновении старшим. Запрещалось, например, кушать не помолившись Богу, нельзя было лечь спать без молитвы, нужно было соблюдать посты и ходить в церковь», - свидетельствовал о традициях семьи в письме к своему биографу Льву Клейбарту Якуб Колас, и они не могли не отразиться на мироощущении поэта.
Литературными критиками считается, что поэма «Новая земля» пронизана эпизодами описания жизни простых сельских тружеников в соответствии с церковным годичным кругом.
К слову, младший брат Константина Михайловича, Михась Мицкевич, известный под псевдонимом Антось Галина, – деятель белорусской культуры, писатель, учитель, публицист, переводчик. Как и его брат Якуб Колас, учился в Несвижской учительской семинарии, работал в области народного просвещения, занимался развитием белорусских школ. Он автор публицистических и художественных произведений, посвященных само-определению белорусов и языковому вопросу, а также составитель около десятка букварей. В 1960-х годах, живя в Америке, перевел Евангелие с церковнославянского на белорусский язык. Изданы были только два первых Евангелия – от Матфея и от Марка.
Но вернёмся к жизни Якуба Коласа в наших краях. Пожалуй, всем известен факт венчания Константина Михайловича с Анной Дмитриевной Каменской в Преображенской церкви, которая в то время входила в состав Пинского женского Варваринского монастыря, о чём свидетельствует запись в метрической книге. Об этом сейчас напоминает мемориальная доска, расположенная на звоннице Свято-Варваринского собора. В этой же церкви они крестили своего первенца – Даниила. А несколькими годами ранее, с 1904 по 1906 год, Константин Михайлович учительствовал в деревне Пинковичи. По свидетельствам очевидцев, молодой учитель по приезду первым делом направился с визитом к отцу Николаю, настоятелю местной Покровской церкви, которую впоследствии посещал регулярно. А самое интересное, что молодому учителю, поскольку он играл на скрипке и хорошо пел, предложили возглавить церковный хор и обучать хористов молитвен-ному песнопению богослужений. В свои молодые года Константин Михайлович уже хорошо знал все песнопения Божественной литургии и отозвался на предложение священника.
Есть ещё один очень интересный факт из жизни поэта. В последую-щие годы жизни в социалистическом атеистическом государстве, казалось, поэт отошёл от веры, и как идеолог новой жизни, уже не возвращался в своём творчестве к Богу и христианскому мировоззрению. А в 1954 году, за два года до смерти народного поэта, как-то вечером в Минске Владимир Дубовка и Николай Равенский решили по одному неотложному делу посетить Якуба Коласа. Дойдя до его дома, они увидели, что дверь на улицу от-крыта. Они вошли в первую комнату, потом во вторую, никого не встретив, и наконец услышали скрипку и пение. В полумрачной комнате стоял спи-ной к вошедшим Якуб Колас и под скрипку вслух пел канон святителю Иоанну Златоусту. Заметив Дубовку и Равенского, Якуб Колас смутился и сказал: "Как вы незаметно вошли. Вы ничего не видели и не слышали. Хорошо?" (Ю. Витьбич. Из письма к М. Мицкевичу от 1.11.1954. / Владимир Дубовка. "Он и о нем". Минск, 2017).
В душе поэта по-прежнему жил Бог, и он не мог не славить Его, хоть и понимал, что рискует своим благополучием.